Нормы техники чтения

Ребёнку, который не умеет хорошо читать, очень трудно выполнять различные задания. 
Ему неинтересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
Требования к уровню сформированности навыка чтения.


  Проверка читательской компетенции

3 класс

Уровень читательской компетентности определяется: темпом чтения, правильностью чтения, умением соблюдать интонационные нормы при чтении незнакомого текста и осознавать прочитанное. Также учитывается способ чтения: по слогам, словами или словосочетаниями.

Проверка читательской компетентности осуществляется путём замера скорости чтения текста с наблюдением за правильностью, способом чтения и соблюдением интонационных норм. По окончании чтения предложенного текста задаются вопросы, позволяющие понять степень осмысления прочитанного.

 

При чтении текста считается ошибкой:

- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более 2);

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

недочётом:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Время проведения работы – 3-7 минут  (включая чтение по времени).

 Схема учета читательской компетентности

 

 

 

 

 

Фамилия ученика

Способ чтения

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

Чтение без ошибок

Ответы по содержанию текста

Соблюдение интонационных норм

Уровень динамики

 

 

 

 

 

 

 


Отметка «5» – ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – более 70 / 75 /90 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания; дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Отметка «4» – ученик читает  55-70 /60-75/ 75-90 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы; верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.

Отметка «3» – ученик правильно читает по слогам со скоростью 40-54/ 45-59/ 60-74 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3». Менее 40 / 45 /60 слов в минуту.
Как увеличить скорость техники чтения младших школьников?
Вот несколько советов:


1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час-полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час-полтора очень трудной работы. Мама допускает здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание, Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.

2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий", - то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения — это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы; две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку — отдохнул. Следующий кадрик — опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Можно вполне рекомендовать родителям, дети которьгх читают неохотно, этот прием обучения. Читать надо поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом, когда появляются первые признаки усталости, подключаются родители.

4. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящеё из 6—8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

5. Наиболее эффективными упражнениями представляются такие: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому проводится это таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано родителем и осознано, осмыслено ребенком, последний читает текст в течение одной минуты, по истечении которой отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ребенок снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у малыша, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.

 При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны проглатываться, только четко проговариваться. Упражнение длится более 3О секунд.

Затем начинается третье упражнение. предложите ребенку снова прочитать текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Не останавливайте ребенка, пусть прочитает текст до конца. Плавно он переходит на незнакомую часть текста. И здесь совершается маленькое чудо, которое состоит в том, что ребенок несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (пол строчки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две - три недели, чтение ребенка заметно улучшится.

6. Теперь последняя рекомендация - оценивание, как стимул для детей. В конце занятия чтения предложите ребенку произвести самозамер скорости чтения. Пусть читает текст в течение одной минуты, затем отметит, до какого слова дочитал, пересчитает прочитанные слова и запишет результат в своеобразный дневник. Уже через неделю вы можете предложить малышу сравнить результаты недельной давности (при условии ежедневных занятий чтением!). Это благотворно сказывается на отношении детей к тренировке. Удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий