Ребята, разработка
проекта - это необычная деятельность.
Она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. Вы должны быть
готовы к тому, что вам придется проводить собственные исследования.
Всем известно, что новые
знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать
самостоятельно.
Проекты классифицируются:
1. По виду деятельности:
- исследовательские,
- творческие,
-ролево-игровые,
- информационные,
- практико-ориентированные (прикладные).
2. По характеру контактов:
- внутренние или региональные,
- международные.
3. По количеству участников
проекта:
- индивидуальные,
- парные,
-групповые.
4. По продолжительности проекта:
- краткосрочные,
- средней продолжительности,
- долгосрочные.
5. По результатам:
- доклад, альбом, сборник,
каталог, альманах;
- макет, схема, план-карта;
- видеофильм;
-выставка; и др.
6 Типы проектов:
- проекты-сообщения или
исследовательские проекты;
- проекты-интервью;
- проект-производство;
- проекты-ролевые игры и
драматические представления
Для того, чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой
исследовательского поиска. В этом тебе помогут предложенные вопросы.
Как выбрать тему исследования
Начало любого исследования –
это тема твоей работы. Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя
интересует в данный момент.
Если не можешь сразу
определить тему, задай себе следующие вопросы:
v
Что мне интересно
больше всего?
v
Чем я хочу
заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей,
спортом, искусством, музыкой и т. д.)?
v
Чем я чаще всего
занимаюсь в свободное время?
v
По каким учебным
предметам я получаю лучшие отметки?
v
Что из изученного
в школе хотелось бы узнать белее глубоко?
Цель и задачи исследования
Ты назвал, сформулировал тему
своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить
цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его
проводишь.
Запиши цель своего
исследования:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи исследования уточняют
цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные
шаги.
Запиши задачи собственного
исследования:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипотеза исследования
Гипотеза – это предположение,
рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Обычно
гипотезы начинаются словами:
v
Предположим…..
v
Допустим………
v
Возможно………
v
Что, если…………
Тебе для решения проблемы
потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего
исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную,
на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную на второе и т.д.
Запиши свою гипотезу:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Организация исследования
Как составить план работы?
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать
что-то новое о том, что исследуем?
Предлагаю тебе список
доступных методов исследования:
v
Подумать
самостоятельно
v
Посмотреть книги
о том, что исследуешь
v
Спросить у других
людей
v
Познакомиться с
кино- и телефильмами по теме своего исследования
v
Обратиться к
компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет
v
Понаблюдать
v
Провести
эксперимент
Воспользуйся методами,
которые помогут проверить твою гипотезу и запиши свои ответы.
Подумать самостоятельно
С этого надо начинать любую
исследовательскую работу.
Задай себе вопрос:
- что я знаю об этом?
- какие суждения я могу
высказывать по этому поводу?
- какие я могу сделать выводы
и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
Посмотреть книги о том, что исследуешь
Если то, что ты исследуешь,
описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь
совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах.
Начать работу нужно с энциклопедий и справочников. Конечно же, не всегда ты
сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную,
районную или городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается
недостаточно, надо читать книги с подробным описанием. Запиши все, что ты узнал
из книг о том, что исследуешь.
Спросить у других людей
Людей, с которыми следует
побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы:
специалисты и неспециалисты.
К специалистам мы отнесем
всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
Не специалисты для нас будут
все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из
них знает очень важное о том, что ты изучаешь. Запиши информацию, полученную от
других людей.
Познакомиться с кино- и телефильмами по
теме своего исследования
Ты, конечно, знаешь, что
фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они
настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике знаний. Запиши
все новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов.
Обратиться к компьютеру, посмотреть в
глобальной компьютерной сети Интернет.
Сегодня ни один ученый не
работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Ты знаешь,
что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.
Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на
компакт-дисках. Так же с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить
виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников. Запиши
все, что тебе помог узнать компьютер.
Понаблюдать.
Интересный и доступный способ
добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество
приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы,
перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу
способность различать звуки и даже электромагнитные волны, - все это также
можно использовать в исследованиях. Подумай, какими приборами ты можешь
воспользоваться для проверки наблюдений. Проведи свои наблюдения запиши
информацию, полученную с помощью наблюдений.
Провести эксперимент.
Эксперимент – проба, опыт.
Это самый главный метод познания в большинстве наук.
Провести эксперимент – значит
выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что
изменилось в ходе эксперимента. Продумай план эксперимента. Может быть ты
проведешь не один, а несколько экспериментов.
Запиши сначала план, а затем
и результаты своих экспериментов.
Подготовка к защите исследовательской
работы
Собраны все сведения, сделаны
все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь
нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
1.
Выделить из
текста основные понятия и дать им определения.
2.
Классифицировать
(разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
3.
Выявить и
обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.
Выстроить по
порядку (ранжировать) основные идеи.
5.
Предложить
примеры, сравнения, сопоставления.
6.
Сделать выводы и
умозаключения.
7.
Указать
дальнейшие пути дальнейшего изучения.
8.
Подготовить текст
сообщения.
9.
Приготовить
рисунки, схемы чертежи макеты.
10.
Приготовиться к ответам на вопросы.
План
выступления
Пункты
|
Варианты
|
Приветствие
|
«Добрый день!»
«Здравствуйте уважаемые члены жюри, гости и участники
конференции»
|
Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение)
|
«Меня зовут ……
Я учащийся (щаяся) ___ класса, школы № ___ города»
|
Название темы
|
«Представляю вашему вниманию свой проект: « ….»
|
Актуальность темы
|
«Эту тему я выбрал (а), потому что….»
|
Кратко
о поставленной цели проекта и
способах
ее достижения
|
«Цель моего проекта - …………………………
Основные задачи:
1………………………………………………………
2………………………………………………………
3………………………………………………………»
|
Кратко о ходе работы над проектом:
|
«В ходе работы над проектом я:
1. Получил (а) новые знания …..
2. Создал (а) новые творения в виде: …………………
4. Определил(а) новые проблемы (задачи):…………
|
Кратко о дальнейших шагах по теме проекта
|
«Считаю, что данный проект может быть использован:
1…………………..
2…………………..
3……………………
|
Благодарность за внимание к выступлению
|
«Спасибо за внимание, я готов (а) ответить на ваши вопросы»
|
Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования
|
«Благодарю за интерес и вопросы по теме моего проекта. Всего доброго»
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий